Часть 2. Теория и методология психоанализ

Оба эти явления выросли не на одной и той же почве. Торможение имеет особое отношение к функции и вовсе не означает нечто безусловно патологическое. И нормальное ограничение функции можно назвать торможением ее. Напротив, симптом имеет значение признака болезненного процесса. И торможение, таким образом, может быть симптомом. Во многих случаях кажется совершенно произвольным обозначение положительной или отрицательной стороны патологического процесса, подчеркивание его результата как симптома или как торможения.

Часть 3. Теория и практика клинического психоанализа

Скрытые мысли сновидения —бессознательное собственное содержание сновидения, скрывающееся за явными, искажающими его содержаниями. Смещение — один из основных механизмов работы сновидения, а также искажения бессознательных мыслей и желаний в других явных формах психической жизни, заключается в смещении акцента с главного на второстепенное. Сновидение Тгаит — душевная жизнь во время сна.

По Фрейду, качества личности, обращающейся к психоаналитику — это « психическая импотенция» и навязчивые страхи[12].

У Фрейда имеются не две, как многие привыкли считать, а три теории тревоги. Согласно первой теории, тревога является прямым следствием трансформации неудовлетворенного либидо. Вторая теория утверждает, что тревога, не только у детей, но и у взрослых, возникает тогда, когда Эго ощущает угрозу сепарации или потерю объекта в году Фрейд напрямую связал приступы тревоги у детей с переживанием отсутствия любимого человека: В году Фрейд выдвинул третью теорию тревоги, высказав идею о том, что тревога возникает тогда, когда Эго ощущает угрозу своей целостности описав это так: Подробнее я хочу остановиться на второй теории.

Фрейд отмечал, что в отличие от нормальной скорби, которая проживается преимущественно на сознательном уровне, патологическая скорбь развивается бессознательно. Меланхолия сопровождается самообвинениями, которые могут достигать даже уровня бредового ожидания наказания. Так Фрейд открыл ключ к механизму меланхолии. Это обращение упреков в свою сторону происходит потому, что утраченный объект, ответственный за разочарование, устанавливается заново в Эго, разделенном надвое, одна часть содержит фантазию об утраченном объекте, а другая становится критической силой:

Страх и фобия глазами психоанализа В году после 30 лет кропотливых исследова ний и клинических наблюдений основатель психоанализа Зигмунд Фрейд сделал странный вывод, который и по сей день часто не принимают ни психологи, ни врачи - вывод, состоящий в том, что у страха вообще нет никакого объекта. Начиная с года, то есть с момента рождения психоанализа, вопрос о страхе оставался и остаётся в центре внимания практикующих аналитиков, которые за это время, конечно, не пришли к единому и окончательному решению этого вопроса.

Зато сумели задать его таким образом, чтобы дать повод для дальнейшего размышления, а не поставить в нём точку. Психоанализ различает страх и фобию боязнь. Когда мы имеем дело со страхом, то нельзя однозначно сказать, чего именно мы боимся, поскольку возникает он безо всякой видимой причины.

ПСИХОАНАЛИЗ ДЕТСКИХ страхов [ЗИГМУНД ФРЕЙД] О Rahva Raamat. Фрейда для многих областей современных научных знаний неоценимо.

Идеи Фрейда оказали настолько сильное влияние, что эволюция динамической мысли в огромной степени является эволюцией мысли Фрейда. Я уверен, что, при всей его невероятной интуиции, тема смерти для него оставалась слепым пятном, скрывавшим некоторые очевидные аспекты внутреннего мира человека. Я изложу некоторый материал, иллюстрирующий избегание этой темы Фрейдом в его клинических и теоретических рассуждениях и затем выдвину предположения о причинах этого избегания. В этой работе обращает на себя внимание ярко проявившееся избирательное игнорирование смерти.

В этой книге представлены пять больших случаев, один — Брейера Анны О. В комментариях и дискуссионных разделах фрагментарно сообщается еще о нескольких случаях. Каждый пациент начинает терапию с ярко выраженными симптомами, такими как паралич, анестезии, боли, тики, нервное истощение, навязчивости, ощущения удушья, потеря вкуса и обоняния, речевая дезорганизация, амнезия и т.

страхи, фобии и ...Фрейд!

Тревожность и страх в классическом психоанализе Большинство исследователей тревожности согласны в том, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая — и в научном, и в клиническом плане — была впервые 51 поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда , , , 1. Прежде всего, необходимо отметить, что взгляды Фрейда в отношении тревожности и страха близки к философской традиции, берущей свое начало от С.

Близость взглядов Кьеркегора и Фрейда на понимание сути бытия человека, значение бессознательного неоднократно подчеркивалась историками науки [см.

Как правило, они сочетаются с неврозом страха. При этом Фрейд полагал, что невроз страха возникает в результате накопления физического.

И человек всю свою жизнь мечется между двумя этими страхами. Являемся ли мы"фрейдистами" или нет себя, например, я не мог бы назвать фрейдистом , мы все живем в постфрейдовскую эпоху. Он задал тон для глобальных изменений в нашей культуре: Его концепция бессознательного бесконечно расширила представления каждого современного человека. Она не только породила психоанализ, но изменила наши взгляды на медицину, психологию и этику.

Ни одна общественная наука не обошлась без его влияния. Поэтому всем нам — не имеет значения, согласны мы с Фрейдом или нет, — важно познакомиться с развитием его представлений. Фрейд стоит в одном ряду с теми исследователями человеческой природы девятнадцатого века — сюда же можно отнести Кьеркегора, Ницше, Шопенгауэра, — которые снова обратили внимание на иррациональные, динамические,"бессознательные" аспекты личности 1.

На эти стороны личности обращали слишком мало внимания, их в значительной степени подавляли, поскольку со времен Возрождения западное мышление ориентировалось на рационализм см. Хотя у Кьеркегора, Ницше и Фрейда были свои особые мотивы для критики рационализма, их объединяет одно общее убеждение в том, что современное мышление упускает из виду какие-то элементы, без которых невозможно понять человека.

Иррациональные корни поведения человека не принимались тогдашними учеными во внимание или же приписывались так называемым инстинктам.

Книжная полка

Фрейда страх подразделяется на два вида: В отличие от Фрейда Фромм считал, что источником страха как разновидности состояния , являются социальные обстоятельства. Здесь в качестве импульса выступает Сверх-Я Идеал-Я.

И до Фрейда люди понимали: человек не осознает всего, что происходит . вытесненные в сферу бессознательного желания и страхи.

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Зигмунд Фрейд, г. Он помогал пациентам разбираться в их комплексах и страхах и справляться с неврозами, хотя сам для себя всегда оставался самым главным пациентом. Великий психоаналитик страдал большим количеством фобий и демонстрировал такие странности в поведении, что это могло бы стать предметом специального исследования.

Зигмунд Фрейд с невестой Мартой Бернейс, г.

Психология бессознательного

Страх Невроз страха и детские фобии. Жизнь человека соткана из разнообразных страхов. В той или иной степени каждому из нас неоднократно приходилось испытывать страх в глубине души. Другое дело, что далеко не всегда человек знает причину своего страха и способен разобраться в том, что его волнует и почему ему страшно. И далеко не всегда нормальный страх перерастает в нечто большее, патологическое. Но, как правило, все невротические расстройства так или иначе связаны с переживаниями, в основе которых лежит бессознательный страх.

В них находит отображение таинственная сторона человеческой души, наши страхи и угнетенные желания. Психоанализ Фрейда.

Несколько ранее Фрейд столкнулся с тем фактом, что часть умственных процессов не осознавалась им как результат его неврологических консультаций в детском госпитале, и при этом он обнаружил, что у многих детей, имеющих расстройства речевых функций, отсутствуют органические причины для возникновения данных симптомов. Позже в году Фрейд проходил стажировку в клинике Сальпетриер под руководством французского невролога и психиатра Жана Мартена Шарко , оказавшего на него сильное влияние.

Шарко обратил внимание на то, что его пациентки часто страдали такими соматическими заболеваниями , как параличи, слепота, опухоли, не имея при этом никаких характерных в таких случаях органических нарушений. Фрейд также ознакомился с экспериментами в области лечения истерии, проводимыми его наставником и коллегой Йозефом Брейером.

Несмотря на то, что большинство учёных считали сновидения либо набором механических воспоминаний о прошедшем дне, либо бессмысленным набором фантастических образов, Фрейд развивал точку зрения других исследователей о том, что сновидение есть зашифрованное сообщение. Анализируя ассоциации, возникающие у больных в связи с той или иной деталью сновидения, Фрейд делал вывод об этиологии расстройства.

Осознавая происхождение своего заболевания, пациенты, как правило, излечивались. В молодости Фрейд заинтересовался гипнозом и его применением для оказания помощи душевнобольным. Позже он отказался от гипноза, предпочтя ему метод свободных ассоциаций и анализ сновидений. Эти методы стали основой психоанализа. Фрейд также интересовался тем, что он называл истерией , а в настоящее время известно как конверсионный синдром. Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, он пришёл к выводу, что источником неврозов большинства анализантов являются подавленные сексуальные желания либидо.

Также неудовлетворенное влечение может быть перенаправлено на несексуальные цели сублимация.

Что мы знаем о страхе? Часть 1

Страх не нуждается в представлении; каждый из нас на собственном опыте знает это переживание. Однако именно невротики склонны испытывать страх в гораздо большей степени, чем другие. Несомненно, что проблема страха центральный пункт, в котором сходятся самые важные вопросы психической жизни, как в норме, так и в патологии. Еще со времен Фрейда, страх принято делить на страх реальный и невротический.

Реальный страх является для нас чем то вполне рациональным и понятным: Как таковой этот страх является целесообразным и выполняет сигнальную функцию:

В настоящи вошли работы, в которых рассматриваются два основных комплекса невротических расстройств - истерические симптомы, а также.

При фобиях, например, больной проявляет тревогу, сильно сконцентрированную на одном пункте своей среды — а именно на объекте фобии, — но он свободен от тревоги в отношении других объектов. Из этого следует, как логично рассуждает Фрейд, что должен иметь место какой-то процесс замещения, то есть симптом должен каким-то образом занимать место тревоги. Напоминая, что объективная тревога — это стремление убежать от внешней опасности, Фрейд задает вопрос, чего не боится индивид при невротической тревоге.

При невротической тревоге 1 Общее введение в психоанализ, с. При более поздних размышлениях о больных с фобиями и 1 Там же, с. Фрейд описал случай анализа, который привел к новой теории. Ганс испытывал очень противоречивые чувства по отношению к своему отцу, что Фрейд объясняет с помощью классического эдипового комплекса. Маленький мальчик испытывал сильное желание материнской любви и соответственно зависть и ненависть к отцу. Но в то же самое время он был настолько предан своему отцу, что его мать не вписывалась в мысленную картину как причина внутреннего противоречия.

Фрейд представляет себе этот страх как типичный страх кастрации: Мы можем теперь, пишет Фрейд, принять новый взгляд:

Некоторые ответы по детскому психоанализу

Фрейд называл актуальными неврозами заболевания, вызванные непосредственными нарушениями половой жизни. Они, как полагал Фрейд, были непосредственным выражением застойной накопленной сексуальности. Они действовали так же, как токсические нарушения.

Страх — это эмоция, у которой есть объект. Когда речь идет о том, что мы боимся чего-то вообще, то мы говорим о тревоге. Фрейд.

Но я полагаю, что никто никогда достаточно серьезно не спрашивал себя, почему именно нервнобольные испытывают страх в гораздо большей степени, чем другие. Может быть, это считали само собой разумеющимся: Но мы не имеем на это никакого права; есть боязливые люди, но вовсе не нервные, и есть нервные, страдающие многими симптомами, у которых нет склонности к страху.

Как бы там ни было, несомненно, что проблема страха — узловой пункт, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь. Вы меня сразу поймете, если такой страх я назову реальным в противоположность невротическому. Реальный страх является для нас чем-то вполне рациональным и понятным.

О нем мы скажем, что он представляет собой реакцию на восприятие внешней опасности, т. Но какому поводу, т. Единственно целесообразным поведением при угрожающей опасности была бы спокойная оценка собственных сил по сравнению с величиной угрозы и затем решение, что обещает большую надежду на благополучный исход: Но в таком случае для страха вообще не остается места; все, что происходит, произошло бы так же хорошо и, вероятно, еще лучше, если бы дело не дошло до развития страха.

Вы видите также, что если страх чрезмерно силен, то он крайне нецелесообразен, он парализует тогда любое действие, в том числе и бегство.

Психология страха — основные формы страха и фобий

Уважаемые дамы и господа! То, что я сказал вам на прошлой лекции об общей нервозности, вы посчитали, наверное, самым неполным и самым недостаточным из моих сообщений. Там, кажется, интересуются прежде всего тем, какими анатомическими путями осуществляется состояние страха. О страхе можно много рассуждать, вообще не упоминая нервозности. Но в таком случае для страха вообще не остается места; все, что происходит, произошло бы так же хорошо и, вероятно, еще лучше, если бы дело не дошло до развития страха.

Так что можно было бы сказать, что от испуга человек защищается страхом.

Другая область психоанализа включала в себя представления Фрейда об истерическом страхе («невроз страха»), который он назвал актуальным.

СТРАСТЬ — вожделение человека, не поддающееся контролю и оказывающее значительное воздействие на его мышление и поведение. Фрейд уделял основное внимание рассмотрению бессознательных влечений человека. Его представления о человеческих страстях входили в остов размышлений о влечениях и инстинктах как таковых, и в этом отношении сами страсти воспринимались как изначально присущие человеку, подобно влечению к деструктуивности или инстинкту агрессии.

Фрейда на природу влечений человека, часть психоаналитиков по-иному подошли к трактовке человеческих страстей. Так, американский психоаналитик Э. Фромм — предложил такое видение человека, которое включало в себя культурные и социальные детерминанты. Инстинкты, или естественные влечения, коренятся в физиологических потребностях человека, в то время как человеческие страсти — в его характере. Произрастающие из характера страсти потребность в любви, нежности, свободе, разрушении, садизм, мазохизм и др.

Если инстинкты — это ответ на физиологические потребности человека, то страсти — ответ на его экзистенциальные потребности. В отличие от инстинктов страсти являются специфически человеческими.

Сергей Савельев. Галлюцинации. Как это работает и почему Фрейд был шарлатаном?